Опубликовано

Маркировка автошин: категории и тонкости

Читаем шины грамотно

От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина — жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин — «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем, на последних они ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Но значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «M+S», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.

 По ГОСТу 4754-97 на по­крыш­ке должны присутствовать обозначения:

-то­вар­ный знак и (или) на­име­но­ва­ние из­го­то­ви­те­ля;
-на­и­ме­но­ва­ние стра­ны — из­го­то­ви­те­ля на ан­г­лий­ском язы­ке — “Made in…”;
-обо­зна­че­ние ши­ны;
-тор­го­вая мар­ка (мо­дель ши­ны);
-ин­декс не­су­щей спо­соб­но­сти (гру­зо­подъ­ем­но­сти);
-ин­декс ка­те­го­рии ско­ро­сти (табл.4);
-“Tubeless” — для бес­ка­мер­ных шин;
-“Reinforced” — для уси­лен­ных шин;
-“M+S” или “M.S” — для зим­них шин;
-“All seasons” — для все­се­зон­ных шин;
-да­та из­го­то­в­ле­ния, со­сто­я­щая из трех цифр, где пер­вые две обо­зна­ча­ют не­де­лю из­го­то­в­ле­ния, по­с­лед­няя — год;
-“PSI” — ин­декс да­в­ле­ния от 20 до 85 (толь­ко для шин с ин­де­к­сом “С”);
-“Regroovable” — в слу­чае воз­мож­но­сти уг­луб­ле­ния ри­сун­ка про­те­к­то­ра ме­то­дом на­рез­ки;
-знак офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния “E” с ука­за­ни­ем но­ме­ров офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния и стра­ны, вы­дав­шей сер­ти­фи­кат;
-“ГОСТ 4754”;
-на­ци­о­наль­ный знак со­от­вет­ст­вия ГО­С­Ту (до­пу­с­ка­ет­ся на­но­сить толь­ко в со­про­во­ди­тель­ной до­ку­мен­та­ции);
-по­ряд­ко­вый но­мер ши­ны;
-знак на­пра­в­ле­ния вра­ще­ния (в слу­чае на­пра­в­лен­но­го ри­сун­ка про­те­к­то­ра);
-“TWI” — место рас­по­ло­же­ния ин­ди­ка­то­ров из­но­са;
-ба­лан­си­ро­воч­ная мет­ка (кро­ме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по­ста­в­ля­е­мых в экс­плу­а­та­цию);
-штамп тех­ни­че­ско­го кон­т­ро­ля.

Маркировка зарубежных шин

На них мо­гут быть не­ко­то­рые дру­гие обо­зна­че­ния:
-“Тous terrain” — все­се­зон­ная;
-“R+W” (Road + Winter) — до­рож­ная + зим­няя (универсальная);
-“Retread” — вос­ста­но­в­лен­ная;
-“Inside” — вну­т­рен­няя сто­ро­на;
-“Outside” — на­руж­ная сто­ро­на;
-“Rotation” — на­пра­в­ле­ние вра­ще­ния (для шин с на­пра­в­лен­ным ри­сун­ком);
-“Side facing inwards” — сто­ро­на, об­ра­щен­ная внутрь;
-“Side facing outwards” — сто­ро­на, об­ра­щен­ная на­ру­жу (для асим­мет­рич­ных шин);
-“Steel” — обо­зна­че­ние на­ли­чия ме­тал­ло­кор­да;
-“TL” — бес­ка­мер­ная ши­на;
-“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” — ка­мер­ная ши­на.

Другие маркировки, которые можно встретить на шинах:

Маркировка Что означает Примечание
All season или Tous terrain Всесезонная
R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
XL (extra load) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
R или Radial Радиальная конструкция шины
Reinforced Усиленная
Retread Восстановленная
Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
Inside или Side facing inwards Внутренняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
Outside или Side facing outwards Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
P (passenger) Легковая На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
SUV Для вседорожников
Steel или Steel belted Металлокордный брекер
Tubeless или TL Бескамерная
Tube type или TT С камерой
TWI (Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
Maximum load … Максимально допустимая нагрузка на шину по стандарту США Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам
ECE Европейская комиссия по экономике
DOT Министерство транспорта США
FMVSS Федеральный стандарт безопасности транспортных средств

Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:

Обозначения шин категории Run-Flat

Производитель шин маркировка Производитель шин маркировка
Bridgestone RFT (Run-Flat Tyre) Michelin ZP (Zero Pressure)
Continental SSR (Self Supporting Run-Flat) Pirelli EUFORI@ или RF
Goodyear EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat Nokian Run Flat или RF
Kumho RF Yokohama RF

   «DOT XT R1 FRVX 1915»

Такой «шифр» можно увидеть на импортных шинах, например Michelin, а все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
XT – код завода-изготовителя;
R1 – код размера;
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1915 — (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2015) выпуска шины.

Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:

Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию ставятся по требованию автопроизводителей:

Дополнительная маркировка автопроизводитель
* BMW
A Renault Espace 4
B Audi, Bentley
C1 Chrysler Viper GTS (1999-2000)
G1 Автомобили комплектации G1
J Jaguar
K1 Ferrari
M0 Mercedes
M3 BMW M3
N0, N1, N2, N3 Porsche
R01 Audi quattro